Сайт бизнес-тренера консультанта по закупкам

Ключевые базовые компетенции закупщика

От профессионализма закупщика зависит успех компании на рынке.

В этой, и двух последующих статьях,  мы рассмотрим основные компетенции закупщика, начиная от базовых,  до компетенций профессионала самого высокого уровня.

Компетенции будем рассматривать только те, которые относятся к так называемым hard skills.

Начнем с базовых компетенций. И тут я хочу пояснить, что базовые компетенции не синоним начинающего неопытного закупщика. Базовыми компетенциями обычно специалист овладевает за, как минимум, два- три года работы в закупках. Наличие этих знаний и навыков позволяет выстроить крепкую закупочную базу, т.е. обеспечить оптимальные цены, стабильность и качество поставок.

Компетенции расположены не в порядке убывания или возрастания их значимости, а просто перечислены.

1. Понимание особенностей управления и владение методами работы с  различными классами (сегментами) закупочных категорий. 

Закупочные категории делятся на четыре сегмента, исходя из двух факторов: как много денег тратит компания на закупку этого товара или услуги, и насколько широко представлен данный товар или услуга на рынке. Понятно, что методы работы с категорией «офисные принадлежности» отличаются от методов управления категорией «реклама на ТВ».

  • Умение распределять поставщиков по группам в зависимости от позиции поставщика на рынке, знать и понимать различия в принципах работы с каждой группой поставщиков.

Метод ведения переговоров, тип контракта, интенсивность и манера взаимодействия, вовлечение поставщиков в программы развития качества и проекты по оптимизации находятся в прямой зависимости от того, к какой из трех групп  (стратегические, базовые или транзакционные) относится поставщик.

  • Ценообразование. Полная стоимость владения. 

Критически важный навык для закупщика. От того, насколько закупщик владеет инструментами, используемыми при работе со стоимостью, зависит успех предприятия в его противостоянии повышению цен и в выборе оптимального по цене и качеству продукта или услуги. Основными инструментами закупщика здесь являются открытая калькуляция цены и понимание всех факторов, влияющих на стоимость продукта. А, если мы покупаем, например, оборудование, то на стоимость содержания и обслуживания этого оборудования.

  • Исследование рынка и выбор поставщика.

Несмотря на кажущуюся простоту процесса, эта компетенция  включает в себя большое количество навыков: умение грамотно составить запросы и технические задания, уметь определять все факторы, влияющие на выбор поставщика и распределять эти факторы в порядке приоритетности, умение проводить прозрачный и понятный анализ предложений и делать выбор на основе оценки различных факторов в предложениях поставщиков. Инструменты: Иерархия потребностей, RFI , RFP, Матрица Кралича.

  • Претензионная работа.

Здесь закупщику необходимо владение такими понятиями, как способы измерения качества и своевременности поставок, работа с корректирующими мероприятиями. Хорошая ориентация в договорной работе в области оформления, выставления и взыскания претензий.

  • Анализ затрат.

Уметь проводить анализ затрат в разрезе поставщика, продукта, закупочной категории, спецификации. Делать выводы на основе анализа. Анализ затрат — это основной источник идей для проектов по оптимизации.

  • Планирование.

Даже, если в зону ответственности закупок не входит размещение заказов у поставщика, закупщик должен хорошо владеть такими понятиями, как страховой запас, срок поставки, минимальная партия товара. Эти понятия также необходимы при выборе поставщика и при работе со стоимостью товара.